![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() | |
![]() |
Статьи : Персонал 22.10.2001 Повышение квалификации персонала под стратегический план. Использование потенциала компании для разработки структуры учебных курсов для внутрифирменного обучения bcg Изложение материала мы начнем с определения двух терминов, играющих большую роль в созданиее системы повышения квалификации. Речь идет о сопоставлении понятий целевая популяция и целевая группа. Мы пытались найти эквивалент в русском языке английскому слову "population" , но наши попытки оказались безуспешными в рассматриваемом контексте,- наиболее близкий перевод термина это "совокупность", но в данном случае этот перевод не имеет смысла. Поэтому мы будем пользоваться термином популяция. Итак целевая популяция это вся совокупность работников компании, а также ее клиентов и акционеров, которые могут использовать создаваемую систему повышения квалификации. Однако создавая внутрифирменные учебные курсы, Вы должны исходить из потребностей определенного ряда людей, а не всей целевой популяции. Иными словами, Вы должны ориентировать свои учебные программы на основных пользователей этих программ, например продавцов или персонал технической поддержки. Исходя из этого, целевая группа это максимально возможная по размеру группа людей, наиболее существенно влияющая на желаемые производительность труда и качество работы. Если Вы не сформулируете четко для кого Вы создаете конкретную учебную программу и курс, тогда Вы попадете под обстрел критики. Это общеизвестная истина, но Вы увидите ниже как трудно бывает положить цели программы повышения квалификации на бумагу. Сейчас мы приведем шаблон, состоящий из группы вопросов, которые довольно эффективно помогают определеить целевую группу. Отметим только, что данный набор не догма, а ориентир к действию, и следует использовать только те вопросы, которые подходят для Вашей компании. Мы также приведем ответы на поставленные вопросы, польуясь примером – продажа страховок. Наиболее важным человеком, который находится в контакте с клиентом и влияет на конечный результат (объем продажи страховок) это продавец страховки. Таким образом, эти продавцы страховок формируют целевую группу. Итак, первый вопрос на который необходимо ответить, это состав целевой популяции и целевой группы. В данном случае целевой популяцией будут менеджеры по продажам, продавцы страховок, предствители отдела обслуживания клиентов и представители компаний, которые предоставляют услуги в рамках страхования. Определив целевую популяцию и целевую группу, Вам фактически необходимо перейти ко второму вопросу, т.е. описать более подробно структуру и параметры этой целевой группы. Насколько точно и подробно Вы выполните данную работу, настолько вероятен успех Вашей будущей системы повышения квалификации в целом и учебного процесса в частности. Результаты Ваших изысканий будут влиять на формат и виды учебных материалов, место обучения и т.д. Описание целевой группы можно сделать структурированым, если рассматривать его как часть шаблона, упомянутого выше. В этой связи данный шаблон может быть продолжен следующей группой вопросов, сгруппированных в блоки. Общие вопросы:
Черты характера, некоторые параметры личности:
Что мотивирует целевую группу и ее интересы:
Ниже приведен пример описания целевой группы, созданного на основе указанного Выше вопросника. Мы хотим еще раз подчеркнуть, что приведенные выше вопросы подлежат модификации в случае необходимости, исходя из потребностей создателей системы повышения квалификации. Цитируемый пример взят как фрагмент более подробного описания целевой группы, выполненного нашей фирмой для одного из клиентов в США. Описание целевой группы
Подобное описание целевой группы позволяет сразу перейти к решению двух вопросов, являющимися своеобразным перекрестком на пути создания системы внутрифирменного повышения квалификации. Первый вопрос: когда небоходимо идти по пути создания доминанты самообучения в системе повышения квалификации. Второй вопрос касается определения источников информации для разработки учебных курсов. Обратимся сначала к теме доминанты самообучения. Ниже приведен набор вопросов, которые целесообразно использовать для решения вопроса по какому пути идти: аудиторные занятия или дистанционное самообучение.
Дополнительные аспекты анализа:
При ответе на данные вопросы, Вы последовательно проясняете для себя, нужно ли идти по пути традиционных форм обучения или идти в направлении самоподготовки и дистанционного обучения. Перейдем ко второй теме, определению источников информации для разработки учебных курсов. Внутрифирменной системе квалификации как никакой другой образовательной системе необходимо использование внутреннего интеллектуального потенциала компании для подготовки учебных курсов и структуры учебных программ. Если Вы следовали предыдущим рекомендациям обеих статей, то Вы уже имеете представление о целевой группе и ее потребностях, а также желаемых стандартах производительности труда и качества работы. Данной информации достаточно для определения объема и качества учебного материала. Это не обязательно должен быть материал, который Вы будете использовать один к одному, возможно в работу пойдет только часть материалов. Составьте перечень этих материалов с краткими аннотациями содержания. Теперь мы вступаем на тропу неизведанного. Исходным постулатом является утверждение, что ни один человек в Вашей компании не может знать все по вопросу создаваемой системы повышения квалификации. Вашей самой большой ошибкой будет озадачивание одного человека в компании подготовкой материалов учебных курсов, пусть даже это и наиболее компетентный в Вашем понимании специалист. Еще большей ошибкой будет привлечение на "невспаханное поле" повышения квалификации человека со стороны. Никто не знает лучше потребности Вашей компании в повышении квалификации, учебных материалах и структуре обучения чем Ваши работники. Важно только объединить их в группу и скоординировать их усилия в разработке материалов. Каков должен быть состав данной группы? Это:
В идеале в группу должен быть включен представитель клиентской базы (тот кому Вы будете продавать свои продукты и услуги, по которым будет вестись повышение квалификации). Резюмируя вышеизложенное перед созданием системы повышения квалификации Вам необохдимо:
Мы хотим здесь особо отметить, что разработка и внедрение системы повышения квалификации напоминает строительство дома :по кирпичику. Только после этого можно приступать к разработке учебных материалов системы повышения квалификации. |
![]() |
![]() |
![]() |