Статьи : Кадровая практика : обучение\развитие : Краткосрочные семинары: эффективная форма актуализации знаний руководителей и специалистов

Непрерывное и систематическое обновление профессиональных знаний и навыков персонала – основа стабильной работы любого предприятия. Особенно велика сегодня потребность в повышении квалификации управленческих кадров высшего и среднего звена, специалистов, внутрифирменных консультантов. Бизнес-среда в сегодняшней России изменяется в высшей степени динамично. Поэтому для каждого руководителя и специалиста регулярное повышение квалификации является такой же производственной необходимостью, неотъемлемой частью его работы, как исполнение повседневных должностных обязанностей.

Систематическая, планируемая актуализация знаний руководителей и специалистов любого уровня должна стать обязательным пунктом их должностных инструкций, предметом особого внимания со стороны кадровой службы.

Общеизвестно, что инвестиции в повышение квалификации руководителей и специалистов отличаются высокой эффективностью: они необременительны для бюджета и многократно окупаются в короткие сроки, существенно повышая функциональную отдачу от использования основного ресурса предприятия – человеческого капитала. Новые знания и навыки, приобретенные прошедшими обучение специалистами, передаются их коллегам по работе и постепенно усваиваются ими в процессе совместного выполнения производственных заданий.

Особенно большой популярностью на предприятиях пользуется в последнее время такая форма повышения квалификации, как направление специалистов и менеджеров на краткосрочные (продолжительностью два-три дня) учебно-образовательные мероприятия – семинары, тренинги, практикумы и т. п., организуемые авторитетными учебными центрами. Регулярное участие в семинарах и тренингах практической направленности позволяет повышать уровень профессиональной компетентности руководителей и специалистов предприятий практически без отрыва от производства и с минимальными затратами.

Специфика контингента обучаемых по краткосрочным программам повышения квалификации предъявляет жесткие требования к качеству учебного материала, технологии и формам его подачи. Программы должны быть рассчитаны на специалистов-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень, освоить новые прикладные методики и техники, получить оперативные и четкие разъяснения по вопросам, связанным с изменениями в законодательстве. Решающее значение при этом имеет актуальность экспертных знаний, передаваемых слушателям, возможность их использования в практической работе.

Для большинства специалистов-практиков повышение квалификации путем систематического обновления знаний и навыков на краткосрочных специализированных семинарах продуктивнее посещения многомесячных учебных курсов: они испытывают потребность не столько в базовом обучении по академическим программам, сколько в оперативном периодическом обновлении своих знаний. В этом – главное преимущество краткосрочных семинаров, адаптированных к профессиональным нуждам каждого специалиста.

Целевые краткосрочные программы в ряде случаев предпочтительнее и внутрикорпоративного обучения: аудитория проблемно-тематического семинара представлена специалистами предприятий различных отраслей, но примерно одного профиля; поэтому между ними быстро возникает тесный профессиональный контакт. К тому же в нейтральной обстановке активнее и плодотворнее обсуждаются любые вопросы, которые слушатели не всегда решились бы задать в присутствии своего руководителя, сотрудников или подчиненных. Возможность общения с коллегами из других организаций, ознакомление с их опытом позволяют каждому участнику семинара по-новому оценить свои проблемы, найти свежие подходы к их решению. Таким образом, синергетический образовательный эффект от участия в краткосрочном межотраслевом семинаре, на котором происходит интенсивный обмен опытом между преподавателями и слушателями – будь то в ходе специально организованного обсуждения какого-либо вопроса на семинаре или в спонтанно возникшей в перерывах между занятиями дискуссии, – оказывается намного выше, чем на внутрифирменном семинаре, где проходят обучение специалисты только одного предприятия.

Опыт работы служб управления персоналом наиболее успешных отечественных предприятий позволяет сделать вывод, что наибольшего эффекта от обучения специалистов по краткосрочным программам повышения квалификации удается добиться в том случае, если такое обучение происходит не хаотично, от случая к случаю, а строится по долгосрочному комплексному плану. Желательно, чтобы план был разработан с привязкой к программам мероприятий какого-либо одного учебного центра, с которым заключается соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Это позволит обеспечить целостность подхода к повышению квалификации кадров на основе единой проверенной методики и единого стандарта качества обучения для всех специалистов предприятия.

Особенно привлекательным для предприятий является сотрудничество с учебными центрами, предлагающими на базе краткосрочных проблемно-тематических семинаров перспективные годовые планы образовательных мероприятий и специализированные программы повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, разработанные в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Каковы основные преимущества сотрудничества с такими центрами для предприятий?

Во-первых, значительно облегчаются задачи кадровой службы по гибкому планированию повышения квалификации и обучения специалистов в пределах учебного года: появляется возможность не только разрабатывать перспективные внутрифирменные планы развития персонала на единой методической основе, но и оперативно встраивать предлагаемые учебным центром краткосрочные программы в текущие планы повышения квалификации с учетом меняющихся потребностей в актуализации профессиональных знаний и навыков персонала.

Во-вторых, повышение квалификации управленцев и специалистов может проводиться как по индивидуальным учебно-тематическим планам, так и по согласованным комплексным учебным планам и программам, охватывающим персонал нескольких подразделений (к тому же по наиболее удобному для каждого обучаемого графику).

В-третьих, при необходимости любой специалист, в дополнение к индивидуальному учебно-тематическому плану или вместо него, может самостоятельно сформировать для себя по своему выбору пакет краткосрочных образовательных программ, тематика которых вызывает у него наибольший профессиональный интерес.


12 Ноября 2000

http://www.kadrovik.ru/modules.php?module=content&op=articleread&articleid=675

Hosted by uCoz