![]() Статьи : Кадровая практика : обучение\развитие : Организация комплексного обучения персонала
Персоналу как одному из главных источников создания конкурентных преимуществ на длительный период принадлежит важнейшее место в системе стратегического менеджмента. По данным западных экспертов, инновации, относящиеся к развитию знаний и навыков сотрудников компании, развитию их потенциала, имеют приоритетное значение по сравнению с инновациями в сфере совершенствования свойств продукта, технологии и организации производства, следовательно, инвестиции в персонал являются самыми надежными. Поэтому все больше компаний рассматривают развитие персонала как приоритетный вариант решений в области инвестиционной политики и укрепления конкурентных преимуществ. Развитие человеческих ресурсов – это их изменение в зависимости от стратегических целей компании. Этот многогранный процесс представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются выработка стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организация процесса адаптации, обучения, формирование корпоративной культуры. Сегодняшний работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Поэтому системный подход к развитию персонала – залог процветания компании. Одной из центральных тем развития человеческих ресурсов является организация обучения персонала компании. В данной статье представлен опыт создания системы обучения сотрудников на промышленном предприятии. Вначале – краткое знакомство с производственным предприятием, о котором пойдет речь. ОАО “Московский экспериментальный завод древесностружечных плит и деталей” (ОАО “МЭЗ ДСП и Д” торговая марка “Плитпром”) – крупнейший производитель древесностружечных плит (ДСП), ламината (ЛДСП), мебельных деталей, кромочного материала. Численность персонала составляет около полутора тысяч человек. Человеческие ресурсы представлены здесь в самом широком диапазоне (и с точки зрения специализации, и с точки зрения уровней управления): рабочий персонал от 3 до 6 разряда, инженерно-технические работники, специалисты (финансисты, бухгалтеры, программисты, маркетологи, sales-менеджеры, HR-менеджеры, менеджеры по логистике и т. п.), руководители среднего звена, топ-менеджеры. С каждым годом усложняется техника, технология производства, завод расширяется, бурно меняется внешняя среда, и наравне с этим растет потребность в обновлении знаний и навыков сотрудников. Также разноплановая категорийность персонала диктует самые разнообразные подходы к его обучению. Поэтому перед службой персонала компании встала серьезная проблема создания целостной системы обучения, в которую были бы вовлечены все уровни персонала в соответствии с целями компании и потребностями каждого сотрудника. Работа началась с анализа внутренней ситуации в компании и внешней ситуации на рынке. Приняв во внимание стратегические цели компании, отдаленное месторасположение организации (п. Подрезково Московской области), градообразующую роль предприятия, существующую на заводе систему обучения, уровень квалификации персонала (по объективным данным: личные дела, повышение квалификации сотрудников за последние 5 лет), мониторинг учебных центров и предлагаемых программ, служба персонала пришла к выводу, что потребности предприятия в полном объеме не сможет удовлетворить ни один учебный центр. Диапазон запросов простирался от основ менеджмента до тонкостей в технологии производства древесностружечных плит, обслуживания систем гидравлики и пневматики цехового оборудования, систем КИП и А, не говоря о широком спектре повышения квалификации сотрудников в области охраны труда и техники безопасности. Также мониторинг цен на рынке образовательных услуг показал, что предполагаемые потребности, полностью реализованные за счет внешнего обучения, многократно повысили бы бюджет обучения. Более того, порой достаточно сложно адаптировать стандартные рыночные программы под цели и задачи конкретного предприятия. Придя к этим выводам, служба персонала предложила руководству проект создания на базе компании Центра внутризаводского обучения и развития персонала “Плитпром” (далее – ЦВО и РП). Этапы создания и внедрения программы обученияВ основу создания ЦВО и РП были заложены серьезные наработки в сфере обучения, которые развивались и совершенствовались вместе с развитием предприятия. Были разработаны корпоративные регламенты (“Положение о системе обучения” и “Положение о ЦВО и РП”), описывающие технологии работы в области организации внутреннего и внешнего обучения. Таким образом, определились основные цели учебного центра:
В разработку программы обучения был заложен ряд стандартных принципов: 1. Дифференциация по отдельным категориям работников (создание однородных групп либо по должностному уровню, либо по функциональному признаку). 2. Комплексный охват (вовлечение персонала через обучение в единую технологию/систему деятельности “сверху–вниз”, с обеспечением преемственности знаний и навыков от уровня к уровню по нисходящей: одной и той же технологии обучаем сначала группу топ-менеджеров, затем средний управленческий персонал, затем рядовых сотрудников). 3. Непрерывность обучения (введение “учебного года”, который начинается в сентябре и заканчивается в июне; некий стимулирующий эффект – аналогия со школой, институтом). В целях создания адекватной для компании программы обучения важно опираться в ее разработке на максимально полную информацию об истинных потребностях в обучении. Источниками потребностей в обучении служат:
В целях выявления потребности в обучении со стороны структурных подразделений была разработана анкета-заявка (приложение 1 к статье), которую должны были заполнить руководители подразделений и утвердить у директоров по направлениям. Так как учебный год начинался на предприятии в сентябре, заявочная кампания проводилась в июле. Был выпущен соответствующий приказ по предприятию за подписью генерального директора. Срок заполнения данной анкеты составил 15 дней. В конце августа – формирование программы на год, защита программы и бюджета обучения на совете директоров. Таким образом, в зависимости от категории персонала и целевой установки ЦВО и РП были разработаны учебные программы по четырем направлениям:
Причем учебные программы для каждого уровня персонала имели свою “изюминку”. Для среднего управленческого персонала и персонала подразделений были разработаны 48-часовые программы с учетом двух блоков:
Для рабочего персонала и инженерно-технических работников проводилось обязательное повышение квалификации, повторные проверки знаний в соответствии с нормами техники безопасности и охраны труда, причем были даже оформлены лицензии на первичное обучение профессии “стропальщик” – востребованную на заводе. В положении о системе обучения был составлен специальный перечень профессий и периодичности аттестаций и проверок знаний, по которым и версталась программа обучения рабочих и ИТР. На предприятии функционировала своя квалификационная комиссия во главе с техническим директором. По окончании обучения (в последний день занятий) обязательно проводилась обратная связь: участникам предлагалось заполнить бланк опроса по результатам обучения (около 10 вопросов), которые затем обобщались и учитывались при разработке новых программ. Более того, для ЦВО и РП был разработан внутренний фирменный диплом о прохождении обучения в Центре. Вместе с дипломом соответствующей обучающей организации он вручался в торжественной обстановке генеральным директором и директором по управлению персоналом, что, безусловно, являлось для сотрудников предприятия стимулом дальнейшего развития. Количество и качество программ, пройденных сотрудником в ЦВО и РП, учитывалось в период аттестации. Важно отметить, что:
Акцент на внутреннее обучение уже по итогам первого учебного года позволил сделать ряд выводов о его очевидных достоинствах:
Программа обучения топ-менеджеров на 1999–2000 гг.
Программа обучения среднего управленческого персоналаСпециализированный блок:
Общекультурный блок:
Глоссарий
http://www.kadrovik.ru/modules.php?module=content&op=articleread&articleid=315 |